Буллинг – форма психологического насилия в образовательной среде. Что означает слово «буллинг», как он проявляется в стенах школы, каковы его последствия?
Атмосфера в классе влияет как на освоение обучающимися учебной программы, так и на общую успеваемость, учебную мотивацию и т. п. Удовлетворенность обучающихся взаимоотношениями в классном коллективе, отсутствие «изолированных», «изгоев» – прямой показатель успешности воспитательных усилий педагога.
Образовательная среда не всегда комфортна, в ней присутствуют факторы, оказывающие негативное влияние на психическое развитие обучающихся. Одним из таких факторов является буллинг.
Буллинг (травля одноклассниками) – социальное явление, без которого не строится ни один детский коллектив. В любом классе есть лидер, «середнячки» и «слабое звено» – тот, кто становится объектом насмешек. Если ребенок по каким-то причинам выпадает из общей массы, рядом обязательно найдется тот, кто захочет самоутвердиться за его счет.
В детском коллективе буллинг зачастую является результатом незанятости подростков.
Виктимность – особенности личности и поведения индивида, навлекающие на него агрессию со стороны других людей, такие как покорность, внушаемость, неумение постоять за себя, неосторожность, доверчивость, легкомыслие, недифференцированная общительность, а также психические расстройства.
Последствия травли одноклассниками могут быть самыми плачевными. Ребенок привыкает считать себя неудачником и, как правило, не достигает успеха в жизни. Отсутствие навыка общения в коллективе делает его нелюдимым и замкнутым. Такие люди эмоционально неустойчивы, порой психически нестабильны.
Буллинг – скрытый процесс. Всем известно о его существовании, при столкновении с ним каждый пытается что-то предпринять. Однако никто не знает, сколько связанных с травлей страданий ежедневно испытывают школьники. За термином «буллинг» стоит непринятие, отвержение человека другими членами социальной группы, сопровождающееся психологическими (а в экстремальных случаях и физическими) нападками, издевательствами, игнорированием.
Травля в школе – явление распространенное. Для его предотвращения, разрешения конфликта и устранения последствий необходимо слаженное взаимодействие окружения ребенка и всех вовлеченных в образовательную деятельность лиц. О проблеме буллинга, о
путях разрешения конфликтных ситуаций побеседовала с классными руководителями в рамках заседания методического объединения классных руководителей педагог-психолог МБОУ «Университетский лицей города Димитровграда Ульяновской области» Игнатова Нина Николаевна. Психолог рассказала педагогам о том, как можно распознать проявления буллинга в школьной среде, кто становится буллером, как увидеть в ребёнке черты нарциссизма, как помочь ребёнку, ставшему жертвой травли. Ученики лицея и их родители посмотрели, рекомендованные Министерством просвещения информационные ролики, освещающие вопросы о том, как вести себя, если ты стал свидетелем или жертвой буллинга, что делать, если столкнулся с кибербуллингом, как родителям помочь своему ребёнку, как держать ситуацию на контроле.
Фотографии смотреть здесь |